В конце ноября 1923 года в предместье японского городка Одате (префектура Акита) родился щенок акита-ину. Строго говоря, это потом он стал щенком именно этой породы, а в то время о ее названии в Японии мало кто задумывался. Вскоре щенка отправили за тысячу километров в токийский пригород Сибуя, к новому хозяину — профессору Токийского императорского университета Эйсабуро Уэно. Новый питомец был его восьмой собакой и получил имя Хачи, или Хачико (по-японски «хачи» обозначает число восемь).
Жили Уэно и Хачико душа в душу. Утром собака провожала профессора до железнодорожной станции Сибуя, с которой он отправлялся на работу, вечером, ровно в пять часов, там же и встречала, а выходные и праздники они проводили в обществе друг друга. Но 21 мая 1925 года Эйсабуро Уэно умер прямо на работе от кровоизлияния в мозг. Рассказывают, что вечером, когда тело профессора доставили в Сибуя, обеспокоенный непонятными событиями Хачико, разбив стеклянную дверь, ворвался в дом и всю ночь пролежал в гостиной у ног умершего хозяина.
После похорон Хачико поселился у родственников Эйсабуро Уено на восточной окраине Токио, в Асакусе, но постоянно сбегал оттуда и возвращался к старому дому в противоположной части Токио. Спустя год, родственики, смирившись с происходящим, отдали Хачико в Шибуйя, в дом бывшего садовника профессора Уено. Ежедневно, в определенное распорядком время, Хачико покидал дом садовника, и, заглянув в старый хозяйский дом, следовал обычным путём на станцию Шибуйя. Подолгу и с напряжением он всматривался в лица и фигуры людей, выходивших из здания вокзала. И только чувство голода заставляло его оставить свой пост и вернуться в дом садовника. Так продолжалось день за днём, год за годом.
Ежедневное присутствие Хачико на вокзале не было оставлено без внимания. Множество людей, посещавших станцию, в своих пересказах восхищались преданностью собаки. В сентябре 1932 года одна из ведущих японских газет Asahi Shinbun напечатала очерк о судьбе Хачико. Несколько статей о преданной собаки со станции Шибуйа были опубликованы в специализированном журнале по собаководству в Японии. Благодаря этим изданиям история о преданной собаке получила широкую огласку в Японии и даже за её пределами.
Вдохновлённый историей о преданности Хачико известный скульптор Терн Андо отлил бронзовую скульптуру собаки, которая была торжественно установленна 21 апреля 1934 года перед билетными кассами станции Шибуйа, в присутствии многочисленной публики, внуков профессора Уено и, собственно, самого, виновника торжества — Хачико.
8 марта 1935 года на 13-м году жизни и на 10-м году ожидания своего хозяина, Хачико скончался на станции Шибуя. Его кости были захоронены в могиле Эйсабуро Уено. Его шкура, после соответствующей выделки, была выставлена в виде чучела в Национальном Музее.
Эта история привела к тому, что к середине 30-х годов в Японии появились первые признаки субкультуры связанной с имененм Хачико. Множетво газетных статей, рассказы, стихи и даже гимн «Верный пес Хачико», появившийся в 1937 году, способствовали популяризации и распостранению этого явления. Почти одновременно с этой историей формировалась история японской породы собак Акита. В 1931 году распоряжением Министерства сельского хозяйства Японии порода Акита была признана «Памятником природы», и было принято решение о консолидации усилий по сохранению этой породы. История Хачико и история развития породы Акита неразрывно связаны друг с другом, и можно без преувеличения сказать, что своей популярностью в мире, порода собак Акита в значительной мере обязана истории «верного пса Хачико».
В апреле 1944 года в соответствии с решением японского правительства бронзовая скульптура Хачико была конфискована для военных нужд. Однако после окончания Второй Мировой войны в 1948 году копия оригинала, сделанная сыном первосоздателя Такеши Андо, была водружена на привычное место.
Новый всплеск интереса к теме преданной собаки Хачико произошел в 1987 году, когда в Японии вышел фильм «Hachiko Monogatari». Фильм был удостоин двух высших наград Японской Академии и пожалуй является самым полным и этнографичным жизнеописанием Хачико. В главной роли снялся известный японский артист Тацуя Накадай. Фильм прошел с успехом в Японии и за её пределами. Кассовый сбор от фильма превысил 4 млрд. йен.
Волна любви к Хачико захлестнула почти все сферы жизнедеятености японцев. Не без помощи правительственых органов в свет вышли публикации «Хачико в государственной политике», «Хачико и патриотизм», «Чему мы научились у верного пса Хачико»…. Почтовое ведомство выпустило серию марок посвященных знаменитой истории… Службы коммунального хозяйства поддержали движение выпуском канализационных люков с тематикой «Хачико» и «Акита Ину». Дорожники отметились тротуарной плиткой с изображением Хачико и стилизованными автобусными остановками, в которых угадывались контуры акиты… Не остался в стороне и туристический бизнес: в Шибуя открылся экскурсионный автобусный маршрут «По местам скитания Хачико».. Появились новые песни, стихи, рисунки… И, наконец, образ Хачико был канонизирован. Отныне главной отличительной чертой образа, выделяющего Хачико из общей массы акит, стало подломленное левое ухо (в юности в драке Хачико получил травму уха).
Субкультура «Хачико» мистическим образом переплелась и усилила традиционную японскую нумерологию. Общеизвестно, что восточные народы (китайцы, корейцы, японцы) подверженны таким чувствам как «тетрафобия» (страх перед цифрой 4) и «октофилия» (любовь к числам содержащим цифру 8). Корни «тетрафобии» уходят в омонимческую близость слова «смерть» и цифры 4. В лифтах отелей и деловых центров — очень часто отсутствует кнопка с цифрами четыре. В нумерации домов часто используют 3А или 5В…. Омомническая близость слова «процветание» и цифры 8 дали начало такому явлению, как «октофилия». Японцы любят «восьмерку» и считают её счастливым числом.
«Хачико», со своим числительным именем, как нельзя лучше вписалась в эту нумерологию. 12 мая 2009 года, за 88 дней до объявленной премьеры фильма Ричарда Гира «Hachiko: A Dog’s Story», около здания компании «Fuji TV», которая занималась распространением фильма в Японии, была установлена очередная статуя «верного пса». Высота статуи составила 88.8 см. Вес – 88.8 кг. В августе, после долгих месяцев ожидания и рекламной компании, в Японии состоялась премьера фильма. Естественно, что это произошло 8 дня, 8 месяца (8 августа 2009). Жаль, что финансовый кризис не позволил Р. Гиру завершить кинокартину годом раньше, как это было запланировано.